Краткая история фрески

История фрески
Точная дата появления техники фрески неизвестна, но уже во времена эгейской культуры, во 2-м тыс. до н. э. фресковая живопись получила широкое распространение. Это была живопись красками, где в качестве связующего использовались клей или казеин, а сама техника была близка к технике«сухой фрески». Доступность исходных материалов -известь, песок, цветные минералы, относительная простота техники фрески, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире.
В Древней Руси техника фрескив основном была смешанная — живопись водными красками по сырой штукатурке дополнялась темперно-клеевой техникой (фон, верхние прописки) с различными связующими (яйцо, животные и растительные клеи).
В Европе в эпоху Возрождения владение искусством стенной росписи стало одним из важнейших мерил мастерства художника. Именно тогда в Италии фресковая живопись достигла своего наивысшего развития.
Техника фрески
Впервые технику чистой фрески описал в 1447 году Ченнино Ченнини. Техника чистой фрески проигрывает в скорости по сравнению с живописью фрески «а- секко», но превосходит её в богатстве цветовых нюансов и гораздо более долговечна.
После принятия окончательного решения по композиции росписи и выполнения эскиза, делается картон. Рисунок на нём во всех деталях воспроизводит замысел художника в масштабе будущей росписи. При больших размерах росписи поверхность делится на участки — дневные нормы. Разделение производится по контурам деталей композиции, часто в области тёмного цвета, чтобы шов был малозаметным. С картона снимаетсякопия — калька. На штукатурку рисунок наносится по ней припорохом с помощью порошка угля или охры. Линии предварительного рисунка усиливаются чаще всего сангиной. Поверх рисунка наносится слой известковой штукатурки, он расписывается в течение одного дня.
Работа по сырой штукатурке, так называемому «спелому раствору», который схватывается через десять минут довольно трудоёмка и требует сноровки и опыта: как только кисть, легко до этого скользящая, начинает «боронить» основание и «намазывать» краску, роспись прекращается, так как красочный слой уже не проникнет глубоко в основание и не закрепится. Слой штукатурки, оставшийся не записанным, срезается наискось наружу, новая часть приштукатуривается к предыдущему слою. Во фресковой живописи возможны только незначительные исправления, переделать её невозможно: неудачные места просто сбиваются и процесс росписи повторяется. Приступая к работе художник должен представлять, какими станут использованные им цвета после окончательного высыхания (через 7 — 10 дней). Обыкновенно они сильно высветляются, для того, чтобы понять, как будут они выглядеть после высыхания, краски наносятся на материал, обладающий сильной впитывающей способностью (рыхлую бумагу, мел). За день художник расписывает 3—4 квадратных метра стены. По окончании росписи её поверхность шлифуют, иногда — полируют с нанесением мыльного раствора с воском.

Фрагмент древнегреческой фрески.

‹‹‹ предыдущее следующее ›››




Все фотографии являются собственностью Studio Fresco. Частичное или полное использование, размножение или распространение каким бы то ни было способом фотографий и текстов, опубликованных на данном сайте, допускается только с письменного разрешения.

Copyright © 2006–2009 Studio Fresco. Все права защищены. Разработка сайта © 2009 Endis.ru